27.11.2008 :: ЧЕРКАССКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УКРАИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
18000, г. Черкассы, бул. Шевченко, 234
тел. (0472) 36-07-22, 36-07-21, 36-07-18
Геокоординаты: 49°26'31"N; 32°3'40"E
Широкий разножанровый спектр шедевров мирового и национального искусства находит свое отображение в творчестве областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченка, включивший в действующий репертуар 28 спектаклей, из них 9 спектаклей для детей. Хорошо воспринимаются зрителями спектакли украинской классики: "Суета" И. Карпенка-Карого, "Кайдашевая семья" И. Нечуя-Левицкого, "Сорочинская ярмарка", "За двумя зайцами" М. Старицкого, "Сватанье на Гончаровке" И. Квитки-Основьяненка, "Лесная песня" Леси Украинки.
Вместе с этими cпектаклями пользуются популярностью спектакли по пьессам Г. Горина "Поминальная молитва", "Чума обоим домам вашим", Л. Разумовской "Французские страсти на подмосковной даче", Ж. Мольера "Затеи Скапена", Н. Гоголя "Женитьба", Д. Маротта, Б. Рандонс, "Утешитель вдов", В. Константинова и В. Рацера "Диоген".
Действующий репертуар театра является широким и разнообразным. На протяжении года театр дает около 500 спектаклей, которые посещают свыше 45 тыс. зрителей.
Текущий репертуар спектаклей драмтеатра им. Шевченко, г. Черкассы >>>
Фотогалерея г. Черкассы >>>
Небольшой экскурс в историю. Начиная с 90-х годов XIX века, артисты, которые приезжали в Черкассы, давали спектакли на небольшой сцене общественного клуба, который находится в здании Объединенного банка.
Это был частный дом купца Житомирского. Он стоял на углу улиц Николаевской (так в начале века черкасчане называли квартал улицы Крещатик от нынешней ул. Дашковича до ул. Б. Вишневецкого) и Суворовской (ныне ул. Б. Вишневецкого). Теперь на этом месте находится медицинский колледж.
В 1899 году в Черкассах на средства предпринимателя Фастовского было построено деревянное здание для цирковых и театральных спектаклей. Располагалось оно на улице Гоголевской (ныне ул. Гоголя), там, где сейчас находится универмаг Центрального рынка.
Уже через год, весной 1900 года, впервые в нашем городе гастролировала выдающаяся украинская актриса Мария Заньковецкая. К слову сказать, она побывала еще 2 раза в составе группы Н. Садовского. В здании театра-цирка на Гоголевской проходили гастроли и известнейшего дрессировщика Л. Дурова.
В 1902 году на улице Крещатик предпринимателем И. Яровым было построено помещение постоянного театра. Вот как его описывал в своих воспоминаниях известный знаток истории нашего края С. С. Нехорошев: "Театр - длинное, как сарай или сушильня кирпича, здание, по бокам - крылья фойе - в три метра ширины.
В театре галерка и по бокам ложе - небольшие загородки - примитивность, безвкусица - неудобства на каждом шагу. Обогревался театр четырьмя трубами, которые постоянно дымили". Но несмотря на это, как свидетельствует справочник "Весь город Черкассы на 1911 год", черкасчане были активными и благодарными зрителями.
Стоит, правда, упомянуть о некоторой особенности работы дореволюционных театров. Почти каждый день ставилась новая пьеса. И выручал только суфлер.
После смерти И. Ярового театром владела его вдова Г. Яровая. Интересен тот факт, что стационарный театр Яровых был не единственной площадкой, где давались спектакли. Театральная сцена была еще в Народном доме, построенном на углу Благовестной и Смелянской в 1902 году и в летнем театре частного сада Яровых (нынешний "Детский парк").
В 1910 году театр Г. Яровой был взят в аренду Зысиным и Лурье. Новая дирекция сделала ремонт, расширила его, провела электричество и... стал театр кинотеатром. В 70-х гг. он был реконструирован.
А теперь на месте театра Г. Яровой находится Кинодворец "Салют".
После потрясений революции и гражданской войны, уже в советское время, театральные традиции города возродились. На месте нынешней Театральной площади еще ничего не предвещало, что именно здесь будет центр театральной жизни области, в начале XX века здесь была сооружена синагога, которая простояла до середины 30-х гг.
Позднее ее помещение занимали детская музыкальная школа и городской Дом культуры. И только в послевоенные годы, когда Черкассы стали областным центром, на этом месте было решено построить здание областного театра. В декабре 1959 года под аплодисменты собравшихся на митинге тогдашний председатель горисполкома А. С. Шевченко заложил в фундамент будущего театра первый камень.
А несколько раньше, в ноябре 1959 года, газета "Черкасская правда" опубликовала рисунок макета: "Таким будет театр в Черкассах". Трудно сказать, что произошло и почему театральную архитектуру упростили донельзя! Куда подевались традиционный портик, колонны, которые присутствуют на макете? И которые явно больше подходят к храму театрального искусства... Но так или иначе, а молодые архитекторы Б. Кучер, С. Береговенко и М. Набережных увидели черкасский театр именно так, в обновленных архитектурных формах.
Строительство велось трудно, почти 6 лет. И вот, наконец, 1 сентября 1965 года свой новый сезон областной музыкально-драматический театр встретил в новом здании. На новоселье к Черкасским актерам приезжали народные артисты СССР Н. Ужвий, Д. Гнатюк, А. Соловьяненко и многие другие.
Сдержанные, строгие (даже чересчур) формы нового сооружения органично вписались в окружающую застройку. Фасад здания почти полностью выполнен из цельного стекла, закрепленного между глубокими пилонами. Стены и пилоны театра обложены плитками из белого инкерманского камня. У основания здание облицовано полированным гранитом красноватого цвета.
Ступени и внешние площадки гранитные. Приятный контраст белоснежных пилонов и застекленной части фасада соответствовали современной градостроительной эстетике.
Нужно сказать, что здание Черкасского областного театра во многих отношениях было новаторским на то время. И не только своим обликом, как мы уже рассказали. Оправданно или нет, но авторы проекта отошли от некоторых стандартов в планировании театров. Причем впервые в Украине.
Кроме того, в новом здании были учтены все последние достижения сценического оборудования. Ведь здание театра - это не только зрительный зал на 800 мест, фойе, вестибюль, удобные гримерные на трех человек, но и целое предприятие специального назначения: максимально механизированная сцена с автоматическим и полуавтоматическим управлением; вспомогательные помещения художественно-постановочных цехов.
По свидетельству бывшего директора театра С. Шевченко, "лишь сцена для обеспечения проведения одного спектакля требует 240 кВт электроэнергии. Это потребление целого районного центра!" А для подъемников, софитов, круга сцены пользованы моторы и лебедки, с помощью которых можно перемещать элементы сцены весом от 350 кг до 14 тонн.
Впервые в Украине в арсенале театральной техники в Черкасском театре были использованы осветительные пушки, концентрированный луч которых на значительном расстоянии способен рельефно высветить любой предмет и комплексная установка стереофоничного звучания и радио усиления звука.
Вот таким, оснащенным по последнему слову техники, был наш театр в 1965 году.
Газета "Черкасская Визитка", № 20, 2002 г.
План-схема зала черкасского музыкально-драматического театра им. Т.Г. Шевченко >>>
Фотогалерея г. Черкассы >>>
Информационная поддержка: информационно-деловой Интернет-портал г. Черкассы elit.ck.ua – WEB-дизайн, создание Интернет-сайтов, техническая и информационная поддержка Вашего сайта в сети, Интернет-реклама, маркетинговые услуги по продвижению товаров и услуг в сети Интернет>
Контактый телефон: (0472) 38-35-63
Черкассы — территория театральных экспериментов
Из беседы с директором театра Владимиром Осиповым:
— Владимир Алексеевич, ваш театр, пока работал с Андреем Жолдаком, долго не давал репертуарных спектаклей. Нынешняя же премьера свидетельствует, что зритель очень соскучился. В зале аншлаг!
— К нам невозможно попасть, билеты распродаются задолго до показа спектакля. И таких спектаклей есть немало. Мы много времени отдали на работу с Жолдаком, и это себя оправдало — жолдаковские спектакли «Войцек» и «Ленин LOVE. Сталин LOVE» обязательно пройдут по престижным театральным аренам мира.
— Это будут гастроли?
— Это будут фестивали. Проблема в том, как вывезти на фестиваль спектакли такого масштаба — много исполнителей, очень сложные декорации. А в этих проектах заинтересовано немало стран. Уверен, что несмотря на заторможенную ситуацию в Украине, Черкасский театр скоро вновь будет в эпицентре событий. В июне у нас пройдет ІV Международный театральный фестиваль «Сцена человечества».
— Почти год театр — без художественного руководителя, после смерти Алима Ситника, который 38 лет руководил коллективом...
— Готовимся объявить всеукраинский конкурс на замещение должности художественного руководителя. Атака режиссеров на наш театр велика, так как все знают, что его трупа готова к интересным предложениям. Черкасский театр — территория художественных экспериментов.
— А сотрудничество с киевским режиссером Сергеем Архипчуком произошло по чьей инициативе?
— Это желание нашей бенефициантки Татьяны Крыжановской. Они с Сергеем вместе учились в Днепропетровском театральном училище. Готовился бенефис почти два года. Мы давно не имели подобного опыта. Но отныне берем это как традицию. На очереди бенефис заслуженного артиста Украины Юрия Берлинского.
— Черкасский театр переживает подъем?
— Еще со времени нашей первой работы с Жолдаком над спектаклем «Женитьба», с 2001 года, продолжается этот подъем. Но театр должны поддерживать. Вот сегодня в зале нет нашего городского головы, а это, на мой взгляд, нехорошо...
Из беседы с режиссером Сергеем Архипчуком:
— В тексте спектакля много политических намеков, известных украинских фамилий. Это придумал переводчик или вы?
— Виктор Шовкун делал перевод очень быстро, поэтому он разрешил нам корректировать текст. Моих вмешательств там немного. Делались они для того, чтобы текст пьесы Гольдони не был архаичным. А острые слова, лозунги, которые можно прочитать на бигбордах по дороге из Киева в Черкассы, оживляют диалоги. Это попытка сделать Гольдони своим, украинским.
Театр Гольдони — это театр площади, комедии дель-арте. В этом театре актеры так увлекались импровизацией, что забывали, зачем они на сцене. И наш спектакль — это тоже «театральный театр». Здесь есть откровенные заигрывания с кулисой, путание реквизита. Иными словами, это «стеб», или, как в программке сказано, — «музыкальная забава для взрослых и не очень».
11.04.09
Подготовила Наталия ХИЛОБОК.
Источник: Голос Украины
Адрес Вашего сайта