22.08.2014 :: БАЛЕТ "ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО" в г. Черкассы
ДК "ДРУЖБА НАРОДОВ" г. ЧЕРКАССЫ :: АФИША :: КОНЦЕРТЫ :: СПЕКТАКЛИ
22 октября 2014 года
г. Черкассы, бул. Шевченко, 249
ДК "Дружба народов".
Начало: 19-00.
Стоимость билетов: 70 - 150 грн.
Касса работает с 09-00 до 20-00
Касса: (0472) 56-01-19
Информация, бронирование, доставка билетов: тел. (0472) 50-10-10, (093) 059-10-10
Классический Гранд Балет.
Звезды мировой балетной школы.
Главные партии исполняют выдающиеся солисты Национальной оперы Украины.
«Лебединое озеро» – самый популярный балет классического наследия. Его театральная судьба может свидетельствовать обо всех существенных эстетических и художественных переменах, которые претерпел балетный театр ХХ века. Балет привлекал к себе внимание многих хореографов мира.
Каждый придавал свое режиссерско-драматургическое истолкование и танцевально-пластическую выразительность. По сей день «Лебединое озеро» – едва ли не наибольшая творческая загадка. Вновь и вновь балет привлекает зрителей проникновенным лиризмом музыки и поэтичностью художественного содержания.
Премьера балета «Лебединое озеро» состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре Москвы. Авторами сценария были В. Бегичев и В. Гельцер, музыки Петр Чайковский, балетмейстером-постановщиком Вацлав Рейзингер.
Композитор предложил для хореографического воплощения по своему содержанию и структуре такую музыку, какую до этого обычно слушали в концертах симфонической музыки. Но под такую никак не танцевали на балетной сцене.
Появления такой музыкальной партитуры балета требовал балетный театр конца ХIХ столетия, потому что усилиями прежде всего петербургского балетмейстера Мариуса Петипа уже была создана полифоническая форма балетного спектакля как симфонии, в которой через гармоничную динамику танцевальных и пластических комбинаций осуществлялось драматургическое развитие. Музыка балета «Лебединое озеро» состояла из традиционных для балетного театра того времени танцевальных номеров, рожденных из бытово-бальной стихии жизни. Среди них важной для художественных и драматургических задач композитора оказалась форма вальса, чьей «магической формулой» Чайковский был очарован.
В музыку балета «Лебединое озеро» входили танец как поэтическая сторона быта и бал – как его праздничная сфера. И не только на основе симфонического преобразования всех музыкальных жанров и форм в целостную полифоническую композицию с единым драматургическим развитием. В балет привносились романтическое противопоставление внешней и внутренней жизни, антитеза радостных и меланхолических настроений, контрасты прекрасной мечты об идеале и привычного образа жизни, возвышенности таинственного заколдованного лебединого мира и приземленного повседневного окружения главного героя.
В музыке Чайковского – сложная и четкая музыкальная драматургия, которая должна была стать основой для соответствующей сценически-хореографической интерпретации. Но Рейзингер создал свой балет, опираясь на сценарную драматургию, используя музыку лишь как мелодически-ритмическую основу для танцев.
Постановка вышла неудачной. Сценарий был перегружен лишними подробностями и не имел стройной логической линии развития действия. Музыка из-за своей сложной симфонической структуры и непривычной драматургической мощи оказалась непонятной для зрителей, критиков и постановщика. Последний вообще не отличался хореографическим мастерством, вследствие чего много танцевальных номеров создавали исполнители по своему усмотрению и вкусу.
17 февраля 1894 года в Мариинском театре Петербурга опять обратились к постановке этого балета. Балетмейстер М. Петипа вместе с дирижером и композитором Р. Дриго осуществили новую оркестровку.
В музыку было внесено много перестановок и купюр, в чем потом их неоднократно будут обвинять все, кто обратится к загадочному произведению. Но именно эти изменения в музыкальном тексте, как ни странно, позволили создать нетленный хореографический шедевр, исходящий не из первичного сценария, а из духа музыкальной партитуры балета.
Приблизив сценарный проект к романтической по своему пафосу музыке, Петипа пригласил балетмейстера Льва Иванова принять участие в постановке балета, отдав ему романтические лебединые сцены второй и четвертой картин, оставив себе первую и третью картины событий в замке. Было реализовано значительное достижение Мариуса Петипа – открытие им хореографической формы как хореографически-музыкального процесса.
Так появились неоспоримые шедевры хореографии, создаваемые на основе принципов метафорического мышления. Это лирическая проникновенная песнь Одетты о женской судьбе и любви во втором акте Л. Иванова и блестящее, энергичное pas de deux Зигфрида и очаровывавшей Одиллии в постановке М. Петипа.
Образ Одетты обозначил создание нового типа балетной героини: не блестящей, не просто изящной, а лиричной.
К постановке балета обращалось много балетмейстеров во всем мире. Среди важных попыток создать убедительную его редакцию, повлиявших на большинство последующих, следует отметить постановки А. Горского, А. Вагановой, Ю. Григоровича, разными средствами пытавшихся приблизить сценически-хореографические решения к композиторскому замыслу, создавая новые сценарные проекты и редактируя музыкальную основу спектакля.
В соответствии с эстетическими, этическими и художественными нормативами эпохи, романтическая волшебная сказка в течение ХХ века превращалась усилиями балетмейстеров всего мира то в бытовую драму с реалистически-психологическим и историческим оправданием событий, то в философскую притчу о двойственности человеческого Я, то на психологически заостренное повествование о гомосексуальных фантазиях и драме героя.
При наличии разнообразных версий этого балета он сохраняет свою тайну и, как всегда, зачаровывает поэтичностью, лиризмом, мелодичностью музыки и хореографии, прежде всего ивановских лебединых танцевальных симфоний.
Он ждет своих новых воплощений, которые принесут будущим зрителям наслаждение и радость встречи с Прекрасным.
Адрес Вашего сайта